Меню сайта
Полезные Ссылки
Спонсор показа
крупная рекламная сеть
Наш опрос
Што для вас значить КЛАДОИСКАТЕЛЬ
Всего ответов: 98


Неограниченные просмотры YouTube

Коллекционирование

Коллекционирование целенаправленное собирательство, как правило, однородных предметов, обычно имеющих научную, историческую или художественную ценность. В основе К. лежит познание, удовлетворение определенных интересов. Предметом К. могут быть памятники материальной и духовной культуры (рукописи, книги, монеты, почтовые марки, произведения изобразительного искусства и др.), объекты природы (минералы, растения, насекомые и др.). К. предполагает выявление, сбор, изучение, систематизацию материалов, чем оно принципиально отличается от простого собирательства. Собирательство известно с древнейших времён.

Part 10

Однако как особое направление человеческой деятельности К. возникло и получило развитие в эпоху Возрождения. В начальный период К. имело универсальный характер. Так, в собрании семьи Медичи во Флоренции наряду с произведениями искусства имелись разнообразные уникальные предметы и минералы из многих стран. Собирателями редкостей были Людовик XIV, французские кардиналы Ришельё и Мазарини, папы Юлий II и Лев X, император Карл V и др. Нередко формой К. было создание так называемых кабинетов «куриозных» вещей. В России начала 18 в. собираниями такого рода были Петровская Кунсткамера, а также ряд частных коллекций, в том числе Я. В. Брюса (в кабинете Брюса помимо многочисленных древностей, естественных, исторических объектов, физических приборов и др., находилась и одна из первых известных в России коллекций монет и медалей). Известными универсальными собраниями были коллекции И. В. Гете в Германии и американского художника и естествоиспытателя Ч. У. Пила в США. Во 2-й половине 18 в. получили распространение специализированные коллекции естественноисторических памятников, произведений изобразительного искусства (см. Художественные собрания) и т п. Крупнейшую коллекцию древнерусских рукописей и книг собрал А. И. Мусин-Пушкин.

С дифференциацией наук в 19 в. стали создаваться специализированные коллекции однородных предметов, объединенных общей познавательной целью. Большое влияние на К. естественнонаучных объектов оказала разработка основ научной систематизации. В России интерес коллекционеров направлялся в значительной мере на собирание отечественных древностей и предметов искусства, археологических и этнографических памятников, объектов природы из различных областей страны. К. начали заниматься представители буржуазии и разночинной интеллигенции; более серьезным и глубоким стал подход к собиранию и изучению предметов К. Многие из частных коллекций 19 и начала 20 вв. были положены в основу музеев (коллекции П. М. и С. М. Третьяковых, С. И. и П. И. Щукиных — изобразительное искусство, М. К. Тенишевой — этнография, А. В. Морозова — керамика, А. А. Бахрушина — театр) или вошли в их состав (коллекции А. С. Уварова — археология, П. Я. Дашкова, И. С. Остроухова — изобразительное искусство, Г. П. Дементьева — орнитология, и др.). Некоторые книжные собрания (например, Н. П. Румянцева, А. Д. Черткова) явились базой крупнейших библиотек (см. Библиофильство). На рубеже 19—20 вв. вначале в США, а затем и в Европе К. стало выгодным способом вложения капиталов, не облагаемых налогами, что вызвало спекуляцию объектами собирательства.

В процессе развития К. укреплялись его связи как с естественными науками, так и вспомогательными историческими дисциплинами. К. способствовало развитию нумизматики, геральдики, сфрагистики, а также археологии, этнографии и др. Оформились самостоятельные направления К.: научное, учебное, любительское. В формировании научного К. ведущая роль принадлежала музеям (См. Музеи). В формировании научного К. видную роль сыграл генеральный директор Берлинских музеев В. фон Боде. Учебное К. имеет целью развитие исследовательских навыков учащихся; учебные коллекции являются эффективным средством наглядности в обучении. В любительском К. получает распространение систематический подбор предметов, осуществляемый на базе научной систематизации отдельных отраслей знаний. С появлением массовых видов К. — филателии (См. Филателия), бонистики (См. Бонистика), любительской нумизматики, филумении (См. Филумения), филокартии (См. Филокартия), фалеристики (См. Фалеристика), филофонии (См. Филофония) и др. видное место среди любительских коллекций стали занимать тематические собрания, предполагающие подбор различных материалов по определенным темам. Методика составления тематических коллекций впервые была разработана и получила распространение в СССР в 20-е годы. Развитию массовых видов любительского К. способствует выпуск широко доступных объектов К. (марок, открыток, значков, этикеток, грампластинок и др.), организация специализированных магазинов, издание книг и журналов по вопросам К. Во многих странах существуют различные общества коллекционеров, в СССР — Всесоюзное общество филателистов (с различными секциями коллекционеров-книголюбов, филофонистов и др.). Лит.: Карнович Е. П., Замечательные богатства частных лиц в России, СПБ. 1874; Иконников B. C., Опыт русской историографии, т. 1, кн. 2, К., 1892; Программы и наставления для наблюдений и собирания коллекций, СПБ, 1908; «Столица и усадьба».

SS.ua: Железный крест и крест Гиденбурга. 100% оригинал,, Цена 685 Грн. - Объявления

Журнал красивой жизни, СПБ — П., 1913—17; Бахрушин А. А., Из записной книжки. Кто что собирает?, М., 1916; Чаянов А., Московские собрания картин сто лет назад, М., 1917; Овсянникова С. А., Частное коллекционирование в России в пореформенную эпоху (1861—1917 гг.), в кн.: Очерки истории музейного дела в России, в. 2, М., 1960; её же, Частное собирательство в России в XVIII — первой половине XIX века, там же, в. 3, М., 1961; Тагрин Н. С., В поисках необычного. Из записок коллекционера, Л.. 1962: Советский коллекционер, [Сб.], в. 1—9, М., 1963—71; Твоя коллекция. Монеты, марки, этикетки, открытки, [М.], 1963; «Старые годы» (Ежемесячник для любителей искусства и старины), СПБ — П., 1907—16; «Среди коллекционеров». Ежемесячник искусства и старины, М., 1921—24; «Советский коллекционер». [Филателия], 1922—1932; Donath A., Psychologie des Kunstsammelns, B., 1920: Grappe G., Savoir collectioner, P., [1946]; Briggs M. S., Men of taste. From Pharaoh to Ruskin, L., [1947]; Dictionnaire du snobisme, ed. par Ph. Julian, P., [1958]; Rheims М., La vie étrange des objets, P., [1959]; Great private collections, ed. by D. Cooper, L., [1963]; Cabanne P., Die Geschichte grosser Sammier, Bern — Stuttg. — W., 1963; Sachs Н., Sammier und Mäzene. Zur Entwicklung des Kunstsammelns von der Antike bis zur Gegenwart, Lpz., 1971. А. Н. Дьячков.

10 увлечений, которые могут стать вашим бизнесом Мировоззрение

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рейтинг@Mail.ruИндекс цитирования. Проверка тИЦ и PRЯндекс.Метрика Украина онлайн
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz