Меню сайта
Полезные Ссылки
Спонсор показа
крупная рекламная сеть
Наш опрос
Што для вас значить КЛАДОИСКАТЕЛЬ
Всего ответов: 98


Неограниченные просмотры YouTube

Народы Ближнего Востока и Месопотамии

На протяжении многих веков в Передней Азии (Ближнего Востока) сменились несколько империй, основателями которых были разные народы — ассирийцы, вавилоняне, персы. При всём различии этих государственных образований, их политики и организации между ними было много общего. Все они возникли на фундаменте древней культуры, уходящей корнями в эпоху шумеров, и всецело использовали опыт своих предшественников. В итоге развитие военного дела, имперской власти и управления покорёнными народами в этих империях предстаёт перед нами как этапы одного пути, итогом которого стало создание державы Ахеменидов, слившей воедино весь предшествующий опыт строительства империи.

Надо отметить, что вся эта неспокойная эпоха, когда одна династия сменяла другую, вслед одним завоевателям приходили новые, даже современниками воспринималась как единое целое. Вавилоняне, например, после свержения последнего царя, с ликованием встретили войска Кира, который сохранил прежние свободы и привилегии города.

Для них это была лишь смена одной династии другой. Новый царь говорил на чужом языке имел странные для жителей Месопотамии обычаи, однако так бывало в истории уже не один раз: амореи, касситы, халдеи, арамеи приходили сюда из засушливых степей и растворялись в местной среде, воспринимая культуру и язык более цивилизованных подданных, с которыми они были давно знакомы и долгое время жили в соседстве.

Оседлое население и скотоводов связывало множество разнообразных экономических, социальных и политических факторов. Города и сельские поселения вместе с полями, садами и огородами занимали сравнительно узкую полоску Месопотамской низменности. С обеих сторон к ней примыкали пастушеские угодья, населённые кочевыми племенами скотоводов. Летом, когда в степях выгорала трава и пересыхали источники, или зимой, когда не хватало корма для скота и его негде было укрыть от холодных ветров, скотоводы вторгались прямо в зоны оседлого обитания или на границы этих зон. Иногда набеги заканчивались войнами, но чаще встречи проходили мирно. И скотоводам, и земледельцам был выгоден обмен продуктами.

Со временем часть скотоводческих племён переходила к оседлости. Самые богатые становились землевладельцами, военачальниками, пополняли собой городскую элиту. Самые бедные оседали на земле, когда потери скота уменьшали их стада настолько, что прокормить семью становилось невозможно. Они поступали на работу в государственное или храмовое хозяйство, получая за свой труд земельный надел либо натуральное довольствие и пополняя собой число беднейшего населения Месопотамии.

Состав населения цивилизаций Ближнего Востока стал ещё разнообразнее после создания Ассирийской империи. Первоначально в завоевательной политике Ассирии любая попытка сопротивления подавлялась беспощадно: население истребляли, а территория подвергалась полному опустошению, города разрушали до основания, сады вырубали, каналы засыпали. Пленных ассирийцы, как правило, не брали. При этом они применяли самые устрашающие способы умерщвления людей: сжигали заживо, сажали на кол, сооружали пирамиды из связанных пленников, обречённых таким образом на медленную смерть. Очевидно, ассирийцы рассчитывали, что внушаемый этими расправами ужас облегчит им дальнейшую экспансию. Лишь изредка небольшое число воинов или ремесленников переселяли в Ассирию. Обычай истреблять всех захваченных «с боем» (не только воинов, но также женщин, детей и стариков) не выглядел чем-то необычным в ту эпоху и был распространён в древней Передней Азии повсюду. Так поступали все победители. Взятых «без боя» лишь облагали данью и оставляли под властью ставленников царя или же передавали под власть ассирийских чиновников.

Позднее ассирийские цари нашли иной способ организации управления провинциями, пресечения попыток мятежей и заселения опустошённых завоеваниями земель. Им стало насильственное переселение. Жители захваченных территорий принудительно переселялись в коренную Ассирию и в другие провинции империи, особенно начиная с правления Тиглатпаласара III (745—727 п. до н. э.). Такие депортации совершались организованно и по плану. На новое место отправляли целые семьи, вместе со всем имуществом и даже с их богами. Число невольных переселенцев измерялось сотнями тысяч. Угоняемых старались селить как можно дальше от их родины и вперемешку с другими племенами.

Часто чужеземцы размещались значительными группами в определённых районах. Например, в окрестностях города Ниппура и в самом городе каждой этнической группе была выделена особая территория.

Народы Ближнего Востока и Месопотамии

Среди чужестранцев были также царские наёмники, добровольные эмигранты и лица, по различным причинам постоянно или временно жившие в Вавилонии, — купцы, политические беженцы, сезонные наёмные работники. Особенно много было египтян. Они упоминаются в качестве контрагентов и свидетелей при заключении различных сделок, совершавшихся в Вавилоне, Уре, Уруке, Сиппаре и других городах Месопотамии.

Из документов, записанных на глиняных табличках и во множестве найденных археологами в царских архивах Вавилонского царства, Ниневии и иных городов, видно, что представители разных народов жили бок о бок, вступали в деловые отношения и заключали смешанные браки. Со стороны местного населения не было пренебрежения к верованиям чужеземцев. Последние, в свою очередь, поклонялись не только своим богам. но и богам того народа, среди которого они жили, ибо верили, что на своей территории эти боги имеют немалую власть и силу. Иноземцы включались в жизнь страны, становились собственниками домов, земельных наделов, а часть их служила даже в административном аппарате. Они постепенно сливались с местным населением и говорили на аккадском — официальном языке Ассирии или арамейском языке многочисленных племён Аравии и Сирии, который стал, по сути, средством международного общения, особенно в торговле.

Западная Азия, и в первую очередь Месопотамия, долины рек Тигра и Евфрата всегда были открыты внешним влияниям и воздействиям, и их жители умели извлекать из этого пользу для себя. Сюда стремились выходцы из разных стран, здесь укоренялись многочисленные племена. В этом «котле народов» они смешивались друг с другом и создавали неповторимую культуру, соединявшую все великие достижения народов древней Передней Азии. Это многогранное наследие, в свою очередь, стало мощным генератором новых идей и технологических новшеств, которые отсюда по торговым путям и военным дорогам расходились во все стороны цивилизованного мира.

 
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рейтинг@Mail.ruИндекс цитирования. Проверка тИЦ и PRЯндекс.Метрика Украина онлайн
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz