ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ - Мои статьи - Каталог статей - кладоискатель
Меню сайта
Полезные Ссылки
Спонсор показа
крупная рекламная сеть
Наш опрос
Што для вас значить КЛАДОИСКАТЕЛЬ
Всего ответов: 91


Неограниченные просмотры YouTube
Главная » Статьи » Мои статьи

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

В законодательстве сложилась система норм, которые предусматривают уголовную,
административную или иную ответственность за нарушение требований по охране
памятников истории и культуры.

Согласно ст.207 УК Украины уголовная ответственность установлена за умышленное

уничтожение, разрушение или порчу памятников истории и культуры, либо природных
объектов, взятых под охрану государства. Раскрывая сущность данной статьи
необходимо знать, что такое уничтожение, разрушение, порча памятников истории и
культуры.

Кроме того, для правильного применения уголовной ответственности за данное

преступление нужно уяснить, какие объекты относятся к памятникам истории и
культуры.

Ст.6 Закона Украины "Об охране и использовании памятников истории и культуры"

называет несколько категорий памятников историко-культурного наследия.

К первой категории относятся памятники истории - здания, сооружения, памятные

места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа,
развитием общества и государства, революционным движением, гражданской и Великой
отечественной войнами, с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с
жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных
героев, деятелей науки, литературы и искусства и т.д.

Ко второй категории относятся памятники архитектуры - это городища, курганы,

остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние
места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы,
участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.

К третьей категории относятся памятники градостроительства и архитектуры. Это

архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади,
улицы, остатки древней планировки и застройки городов, других населенных пунктов,
а также сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры,
народного зодчества и связанные с ними произведения монументального,
изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природные
ландшафты. Четвертая категория - это произведения монументального,
изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства.

К пятой категории ст.6 Закона относит документальные памятники - акты органов

государственной власти и управления, различные письменные и графические
документы, кинофотодокументы и звукозаписи, древние и другие рукописи и архивы,
записи фольклора и музыки, редкие печатные издания. При этом к памятникам
истории и культуры, кроме перечисленных категорий относятся и др. объекты,
представляющие историческую, научную, культурную и художественную ценность.

О взятии памятника истории и культуры, а также какого-либо другого объекта под

охрану уполномоченным органом принимается специальное решение, о котором
извещается население через печать или же на памятниках устанавливаются
специальные охранные доски.

Необходимо сказать, что существуют различные способы воздействия, приводящие к

уничтожению, разрушению или порче памятников истории и культуры, взятых
государством под охрану. Обычно они носят механический, химический , физический
и др. характер.

Уничтожение предполагает противоправное приведение объекта в полную

непригодность, то есть в результате уничтожения данный объект перестает
существовать или полностью утрачивает свою историческую или культурную ценность.

Разрушение представляет собой причинение объекту каких-либо серъезных

повреждений, в результате которых он также утрачивает свою историческую или
культурную ценность. Однако этот объект может быть восстановлен.

Порча - это такое причинение повреждений памятнику истории или культуры, которое

снижает художественную, историческую или иную ценность.

В то же время, причинение вреда каким-либо объектам, еще не взятым под охрану

государства, также влечет уголовную ответственность, но уже по другим статьям
Уголовного кодекса Украины. Например: ст.89 УК Украины предусматривает уголовную
ответственность за умышленное уничтожение или повреждение государственного или
коллективного имущества, так как объекты, представляющие историческую или
культурную ценность принадлежат не только государству, но и коллективам людей.
Ст. 90 УК Украины предусматривает уголовную ответственность за неосторожное
уничтожение или повреждение государственного или коллективного имущества, ст.
160 УК Украины - за незаконную порубку леса, ст.161 УК Украины - за незаконную
охоту и т.д.

В том случае, если разрушение памятника истории и культуры сопровождается

хищением каких-либо частей объекта, то содеянное должно квалифицироваться по
совокупности преступлений (ст ст. 81 и 207 УК Украины).

Ст. 212 УК Украины предусматривает ответственность за надругательство над

могилой, а равно похищение находящихся в могиле или на могиле предметов. Эти
действия влекут уголовную ответственность, потому что являются оскорбительными
для памяти умерших, нарушают их покой в местах захоронения, причиняют моральные
страдания их близким и в некоторых случаях могут служить источником обогащения.
В тех случаях, когда древние захоронения взяты под охрану государства как
памятники археологии, их умышленное уничтожение, разрушение или порча влекут
ответственность по ст. 207 УК Украины, как это было сказано выше. Однако,
совершение таких действий в отношении могилы (например, могила известного
писателя, военначальника, ученого), которая взята государством под охрану как
памятник истории, подлежит квалификации по совокупности преступлений (ст ст. 207
и 212 УК Украины). В остальных случаях уголовная ответственность наступает по ст.212
УК Украины или же по совокупности преступлений, например, если в местах
захоронения лицо совершило хулиганские действия и если эти действия
сопровождались похищением находящихся в местах захоронения предметов - эти
действия должны квалифицироваться по совокупности преступлений (ч.2 ст.206 и ст.
212 УК Украины).

Кроме вышеизложенных статей в Уголовном кодексе Украины предусмотрена еще одна (ст.

8, которая устанавливает уголовную ответственность за присвоение найденного или
случайно оказавшегося у виновного государственного или коллективного имущества.
Иногда памятники истории и культуры бывают скрытыми в кладах. Согласно ст. 140
ГК Украины гражданин, который обнаружил клад, обязан сдать его финансовым
органам. Клад - это зарытые в земле или скрытые другим способом деньги или др.
ценные предметы, собственник которых не может быть установлен или же в силу
закона утратил на них право. В этих случаях клад поступает в собственность
государства, а государство, в свою очередь, обязано выплатить лицу, нашедшему
клад, 25% от стоимости сданных им ценных предметов или денег, кроме случаев,
если раскопки входили в круг служебных обязанностей этого лица. В этом случае,
если предметы представляют историческую, художественную или иную культурную
ценность, они берутся на государственный учет как памятники истории и культуры и
подлежат государственной охране.

Статья 92 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусмотрена

ответственность за нарушение правил охраны и использования памятников истории и
культуры.

Известно, что памятники истории и культуры могут находиться как в собственности

государства, так и в собственности различных организаций, а также в личной
собственности граждан. Поэтому, в зависимости от того, в чьей собственности
находится памятник истории и культуры, установлен различный режим пользования
ими. Пользование же памятниками истории и культуры производится на основе
охранных обязательств.

Правонарушителями в таких случаях могут быть как должностные лица, так и

отдельные граждане. Дела о таких правонарушениях рассматриваются
административными комиссиями при исполкомах районных, городских районных в
городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов. Протоколы об этих
нарушениях составляются должностными лицами ОВД, органов охраны памятников
истории и культуры и др. уполномоченными на то органами. Нарушение правил охраны
памятников истории и культуры влечет за собой предупреждение или штраф.

В случае если памятнику истории и культуры причинен вред, виновные в содеянном

предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны восстановить памятник и
его охранную зону в прежнем состоянии. В случае невозможности этого - возместить
причиненные убытки (Ст. 45 Закона "Об охране и использовании памятников истории
и культуры"). Если предприятия, учреждения, организации несут расходы, связанные
с возмещением убытков по вине их должностных лиц и др. работников, то последние
подлежат материальной ответственности.

Как мы видим, составы этих преступлений характеризуются прямым умыслом. По ст.

207 УК Украины уголовная ответственность может наступить и за неосторожное
причинение вреда этим объектам. Лицо, которое совершает одно из этих
преступлений сознает противоправный характер своих действий, желает их совершить
или сознательно допускает наступление этих последствий. Мотивы при совершении
данных преступлении могут быть разными: месть, корысть, суеверие, иная личная
заинтересованность и др. Санкция за данные виды преступлений предусматривает
наказание в виде лишения свободы, исправительных работ или штрафа.
Категория: Мои статьи | Добавил: free2man (09.03.2013)
Просмотров: 1576 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рейтинг@Mail.ruИндекс цитирования. Проверка тИЦ и PRЯндекс.Метрика Украина онлайн
Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный хостинг uCoz